В этот день во всем мире говорят об этих людях, чтобы окружающие могли знать, как понять и взаимодействовать с ними, какие существуют проблемы, мешающие им чувствовать себя полноценными членами общества.
2 апреля во всем мире зажгутся синие огни. Синий свет на себя "примеряют" самые известные памятники, здания и мосты по всему миру. Синий цвет - символ борьбы с аутизмом.
Официальной и повсеместной символикой аутизма является свернутая головоломка - лента из разноцветных (основных чистых цветов - красного, желтого, синего и зеленого) пазлов. Узор в виде пазла на ленточке символизирует сложность заболевания, разные цвета и формы - то, как много совершенно разных людей живёт с этим заболеванием.
а
Термин АУТИЗМ происходит от латинского слова autos - "сам", погружения в себя, в свой внутренний мир. Аутизм - расстройство, которое возникает в нарушение развития головного мозга и характеризуется дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
В последние годы такой проблеме как аутизм у детей уделяется все больше внимания. Тема аутизма широко освещается в СМИ, о нем не только говорят и пишут, но уже снимают кино.
Еще в 1988 г. на экране вышел американский художественный фильм "Человек дождя", после показа, которого аутичных детей стали называть "дети дождя". Это самый известный художественный фильм о таких людях - обладатель 4-х "Оскаров".
а
Расстройства аутистического спектра (РАС) начинаются в детстве и сохраняются в подростковом и взрослом возрасте.
В большинстве случаев эти состояния проявляются в первые пять лет жизни. Причины РАС до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.
Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: композитор - Моцарт; ученые - Эйнштейн, Ньютон, Кант, Сократ, Дарвин; художники - Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо; писательница - Агата Кристи.
Известные аутисты современности: мультипликатор - Сатоси Тадзири; футболист - Лионель Месси; джазовый музыкант - Дарек Паравичини; математик - Григорий Перельман.
Самый известный аутист современности - основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс.
Аутизм распространен независимо от национальности, культуры, вероисповедания и уровня жизни.
а
Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития:
- у ребенка отсутствует привязанность к родителям. Он не плачет, если родители куда-либо уходят, не прижимается к матери, когда она берет его на руки, избегает прямого взгляда в глаза;
- некоторые дети с аутизмом не говорят, или говорят совсем мало;
- дети с аутизмом могут делать странные движения или издавать необычные звуки (качаться взад-вперед, трясти кистями рук, мотать головой);
- у некоторых детей отсутствует интерес к игрушкам или игрушки могут заменять бытовые предметы;
- если ребенка с аутизмом оставить одного, то он часами может сидеть в одиночестве, крутить или поворачивать какой-либо предмет, включать или выключать свет;
- как правило, у ребенка с аутизмом практически отсутствует чувство опасности, он просто не осознает, что надвигающаяся на огромной скорости машина опасна для него, при этом он может бояться света, громких звуков или пылесоса;
- такой ребенок не замечает, что происходит вокруг, игнорирует других людей, они отдают предпочтение одиночеству, а не играм со сверстниками;
- у ребёнка с аутизмом всегда имеет место ритуальное поведение (одеваться только в определённую одежду, есть определённую пищу, смотреть определённые мультфильмы).
а
Согласно диагностическим критериям люди с расстройством аутистического спектра имеют:
- проблемы с общением и взаимодействием с другими людьми;
- ограниченные интересы и стереотипное поведение;
- симптомы, влияющие на способность человека существовать в социуме - в школе, на работе и в других сферах жизни.
Как правило, симптомы РАС сохраняются всю жизнь. При оказании надлежащей помощи их выраженность с возрастом ослабевает. Одни люди с РАС способны самостоятельно учиться, работать и организовывать свой быт, а другие нуждаются в постоянной поддержке и уходе. Такие расстройства часто сопровождаются другими нарушениями - гиперактивностью, раздражительностью и тревогой, аллергией, проблемами с ЖКТ, переносимостью пищи и сном. РАС могут сопутствовать и более тяжелые медицинские состояния - умственная отсталость и эпилепсия.
а
Резюмируя вышеперечисленное, сформулируем основные правила, которые помогут выстроить коммуникацию с аутичными людьми:
- разговаривайте спокойно, простыми словами, не повышайте голос, не стройте сложных предложений;
- будьте терпимы, если человеку с аутизмом будет требоваться время на обдумывание и ответ;
- договоритесь заранее, каким образом будете общаться с человеком с РАС, чаще всего им легче это делать через мессенджеры;
- соблюдайте дистанцию, не стоит прикасаться к человеку с РАС без надобности;
- не стоит пытаться установить зрительный контакт, если собеседник с аутизмом его избегает.
Сегодня во всем мире живет более 67 миллионов людей с аутизмом и каждый из них имеет право оставаться собой и быть счастливым!
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п | Дата / сроки | События | Участники |
Образовательная площадка |
1 | 29.03.2024 | "Мы все разные, но мы все вместе!" | Воспитанники, педагоги | ОП "Солнышко" |
2 | 04.04.2024 | "Мы - разные" | Воспитанники подготовительных групп | ОП "Улыбка" |
3 | 02.04.2024 | Мастер-классы для воспитанников подготовительных групп : "Я среди других", "Протяни ладошки другу" | Дети комбинированной и подготовительной групп, педагоги | ОП "Семицветик" |
4 | 01.04.2024 - 02.04.2024 | "Понимать и принимать, Принимать и дружить" | Воспитанники, педагоги | ОП "Радуга" |
5 | 02.04.2024 | "Мы разные" | Воспитанники подготовительны групп, педагоги | ОП "Волшебная долина" |
6 | 02.04.2024 | "Зажги синим" | Воспитанники подготовительных групп, педагоги | ОП "Далматинец" |
7 | 02.04.2024 | "Мы просто такие!" | Дети старших групп, педагоги | ОП "Сказка" |
8 | 01.04.2024 | "Человек дождя" | Воспитанники комбинированной группы, педагоги, родители | ОП "Лисенок" |
9 | 02.04.2024 | Акция "Синие фонарики" | Воспитанники, педагоги, родители | ОП "Лесной ручей" |
10 | 02.04.2024 | Доброта спасет мир | Обучающиеся начальной школы | ОП "Новая звезда" (начальная школа) |
11 | 02.04.2024 | Акция "Зажги синим" | Обучающиеся 1-6 классов | ОП "Бунино" |
12 | 02.04.2024 | Интерактивный классный час "Меняем мир вместе!" | Обучающиеся начальных классов | ОП "Липовый парк" |
01.04.2024 - 02.04.2024 | Акция "Синий шар" | Обучающиеся начальных классов | ||
01.04.2024 | Интерактивный классный час "Меняем мир вместе!" | обучающиеся 5-6 классов | ||
13 | 01.04.2024 | Интерактивный классный час "Меняем мир вместе!" | обучающиеся 8-9 классов | ОП Энергия |
14 | 02.04.2024 | Такой удивительный мир! | обучающиеся начальной школы | ОП Новая звезда |
15 | 01.04.2024 - 05.04.2024 | Интерактивный классный час "Меняем мир вместе!" | Обучающиеся 5-6 классов | ОП "Липовый парк", проект "Компас" |
01.02.2024 - 03.04.2024 | Уроки доброты | 1-ДЛ, 1-КЛ, 1-ЖЛ, 4-ГЛ, 6-ВЛ, 6-ЛЛ, 6-КЛ | ||
31.04.2024 | Добропоказ | Обучающиеся начальных классов | ||
16 | 01.04.2024 - 05.04.2024 | Уроки доброты | 5 "Б", 5 "Ж", 4 "Н" | ОП "Новая звезда", проект "Компас" |
01.04.2024 - 05.04.2024 | Добропоказ | Обучающиеся начальных классов | ||
17 | 01.04.2024 - 05.04.2024 | Инклюзивные игровые перемены | 01.04.24 - 4"Е", 02.04.24 - 2"З", 03.04.24 - 1"З", 04.04.24 - 3"Ж", 05.04.24 - 4"Г" |
ОП "Бунино", проект "Компас" |
01.04.2024 - 05.04.2024 | Добропоказ | Обучающиеся начальных классов | ||
18 | 31.03.2024 | Фестиваль "ЛюдикакЛюди" | Обучающиеся, педагоги, родители | Российская государственная детская библиотека |