01.04.2024

В целях привлечения внимания к проблеме аутизма, затрагивающего миллионы людей в мире, в 2008 году Генеральной Ассамблеей ООН день 2 апреля был провозглашён Всемирным днём распространения информации о проблеме аутизма, который с тех пор отмечается ежегодно. На всех образовательных площадках нашей школы пройдут мероприятия, приуроченные к этой дате.

В этот день во всем мире говорят об этих людях, чтобы окружающие могли знать, как понять и взаимодействовать с ними, какие существуют проблемы, мешающие им чувствовать себя полноценными членами общества.

2 апреля во всем мире зажгутся синие огни. Синий свет на себя "примеряют" самые известные памятники, здания и мосты по всему миру. Синий цвет - символ борьбы с аутизмом.

Официальной и повсеместной символикой аутизма является свернутая головоломка - лента из разноцветных (основных чистых цветов - красного, желтого, синего и зеленого) пазлов. Узор в виде пазла на ленточке символизирует сложность заболевания, разные цвета и формы - то, как много совершенно разных людей живёт с этим заболеванием.

а

Термин АУТИЗМ происходит от латинского слова autos - "сам", погружения в себя, в свой внутренний мир. Аутизм - расстройство, которое возникает в нарушение развития головного мозга и характеризуется дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

В последние годы такой проблеме как аутизм у детей уделяется все больше внимания. Тема аутизма широко освещается в СМИ, о нем не только говорят и пишут, но уже снимают кино.

Еще в 1988 г. на экране вышел американский художественный фильм "Человек дождя", после показа, которого аутичных детей стали называть "дети дождя". Это самый известный художественный фильм о таких людях - обладатель 4-х "Оскаров".

а

Расстройства аутистического спектра (РАС) начинаются в детстве и сохраняются в подростковом и взрослом возрасте.

В большинстве случаев эти состояния проявляются в первые пять лет жизни. Причины РАС до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.

Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: композитор - Моцарт; ученые - Эйнштейн, Ньютон, Кант, Сократ, Дарвин; художники - Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо; писательница - Агата Кристи.

Известные аутисты современности: мультипликатор - Сатоси Тадзири; футболист - Лионель Месси; джазовый музыкант - Дарек Паравичини; математик - Григорий Перельман.

Самый известный аутист современности - основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс.

Аутизм распространен независимо от национальности, культуры, вероисповедания и уровня жизни.

а

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития:

- у ребенка отсутствует привязанность к родителям. Он не плачет, если родители куда-либо уходят, не прижимается к матери, когда она берет его на руки, избегает прямого взгляда в глаза;

- некоторые дети с аутизмом не говорят, или говорят совсем мало;

- дети с аутизмом могут делать странные движения или издавать необычные звуки (качаться взад-вперед, трясти кистями рук, мотать головой);

- у некоторых детей отсутствует интерес к игрушкам или игрушки могут заменять бытовые предметы;

- если ребенка с аутизмом оставить одного, то он часами может сидеть в одиночестве, крутить или поворачивать какой-либо предмет, включать или выключать свет;

- как правило, у ребенка с аутизмом практически отсутствует чувство опасности, он просто не осознает, что надвигающаяся на огромной скорости машина опасна для него, при этом он может бояться света, громких звуков или пылесоса;

- такой ребенок не замечает, что происходит вокруг, игнорирует других людей, они отдают предпочтение одиночеству, а не играм со сверстниками;

- у ребёнка с аутизмом всегда имеет место ритуальное поведение (одеваться только в определённую одежду, есть определённую пищу, смотреть определённые мультфильмы).

а

Согласно диагностическим критериям люди с расстройством аутистического спектра имеют:

- проблемы с общением и взаимодействием с другими людьми;

- ограниченные интересы и стереотипное поведение;

- симптомы, влияющие на способность человека существовать в социуме - в школе, на работе и в других сферах жизни.

Как правило, симптомы РАС сохраняются всю жизнь. При оказании надлежащей помощи их выраженность с возрастом ослабевает. Одни люди с РАС способны самостоятельно учиться, работать и организовывать свой быт, а другие нуждаются в постоянной поддержке и уходе. Такие расстройства часто сопровождаются другими нарушениями - гиперактивностью, раздражительностью и тревогой, аллергией, проблемами с ЖКТ, переносимостью пищи и сном. РАС могут сопутствовать и более тяжелые медицинские состояния - умственная отсталость и эпилепсия.

а

Резюмируя вышеперечисленное, сформулируем основные правила, которые помогут выстроить коммуникацию с аутичными людьми:

- разговаривайте спокойно, простыми словами, не повышайте голос, не стройте сложных предложений;

- будьте терпимы, если человеку с аутизмом будет требоваться время на обдумывание и ответ;

- договоритесь заранее, каким образом будете общаться с человеком с РАС, чаще всего им легче это делать через мессенджеры;

- соблюдайте дистанцию, не стоит прикасаться к человеку с РАС без надобности;

- не стоит пытаться установить зрительный контакт, если собеседник с аутизмом его избегает.

Сегодня во всем мире живет более 67 миллионов людей с аутизмом и каждый из них имеет право оставаться собой и быть счастливым!


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

№ п/п Дата / сроки События Участники

Образовательная площадка

1 29.03.2024 "Мы все разные, но мы все вместе!" Воспитанники, педагоги ОП "Солнышко"
2 04.04.2024 "Мы - разные" Воспитанники подготовительных групп ОП "Улыбка"
3 02.04.2024 Мастер-классы для воспитанников подготовительных групп : "Я среди других", "Протяни ладошки другу" Дети комбинированной и подготовительной групп, педагоги ОП "Семицветик"
4 01.04.2024 - 02.04.2024 "Понимать и принимать, Принимать и дружить" Воспитанники, педагоги ОП "Радуга"
5 02.04.2024 "Мы разные" Воспитанники подготовительны групп, педагоги ОП "Волшебная долина"
6 02.04.2024 "Зажги синим" Воспитанники подготовительных групп, педагоги ОП "Далматинец"
7 02.04.2024 "Мы просто такие!" Дети старших групп, педагоги ОП "Сказка"
8 01.04.2024 "Человек дождя" Воспитанники комбинированной группы, педагоги, родители ОП "Лисенок"
9 02.04.2024 Акция "Синие фонарики" Воспитанники, педагоги, родители ОП "Лесной ручей"
10 02.04.2024 Доброта спасет мир Обучающиеся начальной школы ОП "Новая звезда" (начальная школа)
11 02.04.2024 Акция "Зажги синим" Обучающиеся 1-6 классов ОП "Бунино"
12 02.04.2024 Интерактивный классный час "Меняем мир вместе!" Обучающиеся начальных классов ОП "Липовый парк"
01.04.2024 - 02.04.2024 Акция "Синий шар" Обучающиеся начальных классов
01.04.2024 Интерактивный классный час "Меняем мир вместе!" обучающиеся 5-6 классов
13 01.04.2024 Интерактивный классный час "Меняем мир вместе!" обучающиеся 8-9 классов ОП Энергия
14 02.04.2024 Такой удивительный мир! обучающиеся начальной школы ОП Новая звезда
15 01.04.2024 - 05.04.2024 Интерактивный классный час "Меняем мир вместе!" Обучающиеся 5-6 классов ОП "Липовый парк", проект "Компас"
01.02.2024 - 03.04.2024 Уроки доброты 1-ДЛ, 1-КЛ, 1-ЖЛ, 4-ГЛ, 6-ВЛ, 6-ЛЛ, 6-КЛ
31.04.2024 Добропоказ Обучающиеся начальных классов
16 01.04.2024 - 05.04.2024 Уроки доброты 5 "Б", 5 "Ж", 4 "Н" ОП "Новая звезда", проект "Компас"
01.04.2024 - 05.04.2024 Добропоказ Обучающиеся начальных классов
17 01.04.2024 - 05.04.2024 Инклюзивные игровые перемены 01.04.24 - 4"Е", 02.04.24 - 2"З",
03.04.24 - 1"З", 04.04.24 - 3"Ж",
05.04.24 - 4"Г"
ОП "Бунино", проект "Компас"
01.04.2024 - 05.04.2024 Добропоказ Обучающиеся начальных классов
18 31.03.2024 Фестиваль "ЛюдикакЛюди" Обучающиеся, педагоги, родители Российская государственная детская библиотека