Консультация для родителей на тему: «Портфолио дошкольника: понятие, структура, алгоритм создания» 18.01.2019

Сегодня понятие «портфолио» занимает все наиболее прочные позиции в нашей системе образования. Однако, не все родители знают, как грамотно подготовить портфолио своего ребенка. Надеемся, что данная информация поможет разобраться в основных вопросах создания книги личных достижений вашего ребенка.

1. Что такое портфолио?
Портфолио дошкольника представляет собой способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, метод оценивания реальных достижений дошкольника, который позволяет всесторонне, отразить динамику и его развития.
Важная цель портфолио - увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения.

Портфолио дошкольника - это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

2. Зачем нужно портфолио дошкольника?

Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (учитель, воспитатель, психолог) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человечек. От того, насколько правильно будет составлено портфолио, зависит подход к вашему малышу, который изберут люди, занимающиеся воспитанием и развитием ребенка.

Портфолио необходимо и самому ребёнку, для прослеживания динамики своих достижений. Также сбор материала для портфолио приобщает ребёнка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа.

Для родителей портфолио представляет сборник ценной информации о своём ребёнке, позволяющий судить о его развитии.

При поступлении в начальную школу вы предоставите портфолио своему первому учителю. Исходя из данных, содержащихся в папке, учитель составит свое представление о ребенке и решит, с кем его лучше посадить, на какие предметы следует обратить внимание - то есть к приходу дошкольника будет готова уже психологическая база для обучения в классе.

3. Структура портфолио, или что может в себя включать портфолио будущего первоклассника.

Вариантов портфолио существует целое множество, однако все они несущественно отличаются друг от друга. Но какое бы вы портфолио не выбрали, существуют рекомендуемые страницы.

В портфолио можно предложить следующие рубрики:

• Общие данные ребенка (ФИО, дата рождения, город).
• Содержание портфолио (здесь перечисляются разделы портфолио).
• «Познакомьтесь со мной» ( раздел пополняется фото, можно составить небольшую автобиографию ребенка).
•«Я расту»(таблица роста и веса).
• «Я в детском саду» (фото с праздников и развлечений в д/саду).
• «Моя семья» (каждому члену семьи может быть посвящена отдельная страничка,небольшой рассказ о члене семьи или же можно просто разместить условное генеалогическое древо).
• «Вот что я люблю» (хобби ребенка).
• «Чем смогу, помогу» (список поручений, которые можно доверить ребенку, дополнить фотографиями).
• «Мои любимые книги» (перечисление любимых авторов и произведений).
• «Мир профессий» (в данном разделе отображаются профессии, с которыми ребенок познакомился в саду, дома).
• «Мир вокруг нас» (фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов).
• «Я мечтаю» (фиксируются высказывания ребенка о будущей профессии, доме, учебе).
• «Умелые ручки» (в этом разделе содержаться работы детей, сделанные своими руками или фотографии поделок, если они объемные; прописывается дата, тема работы).
• «Мои друзья» (фото или рисунки друзей, заполняется аналогично с разделом «Моя семья»).
• «Мои награды и достижения» ( в этом разделе мы размещаем грамоты, дипломы, благодарности ребенка).
• «Скоро в школу!» (диплом об окончании детского сада, выпускное фото, медаль выпускника и т. д.)
• «Отзывы и пожелания» (открытки и поздравления с Днем рождения, письма, статьи о ребенке в местных газетах, подшивки из детских журналов с фотографиями ребенка как корреспондента или модели и т. д.).
• «Анкеты» (родителям можно продумать небольшой опросник– анкету и предложить ребенку ответить на вопросы, можно делать это, например, ежегодно).

Данные разделы портфолио являются рекомендуемыми. Можно не использовать какие-либо из разделов, можно добавить что-то свое.

4. Оформление портфолио.

Оптимальной обложкой для портфолио дошкольника является папка, в которую можно вкладывать страницы в прозрачных файлах. Портфолио дошкольника обязательно должно быть красочным: с иллюстрациями и рисунками. Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Оно должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

4. Алгоритм создания портфолио:
1. Добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании.
2. Постановка цели. Автору должно быть понятна цель сбора информации, цель создания самого портфолио.
3. Определение структуры портфолио. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д).

Портфолио дошкольника - это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями. В ней он выразил свои достижения, интересы, желания и мечты.

Материал подготовила воспитатель Биктякова Э.Р.